Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Программа развития МДОУ ДС №44

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 УстьКутского муниципального учреждения Иркутской области
(МДОУ ДС № 44 УКМО)
Принято

Утверждено

Педагогическим советом
МДОУ ДС № 44 УКМО
(протокол от 31.08.2022 № 1)

приказом МДОУ ДС № 44 УКМО

Согласовано

Программа развития
Муниципального дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 44
Усть-Кутского муниципального образования
Иркутской
области на
2022—2026 годы.

г. Усть-Кут, 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ
№

Содержание

Страница

1

Паспорт Программы развития МДОУ ДС № 44 УКМО на 2022 –
2026 гг.

3

2

Введение

6

3

Информационная справка об организации

7

4

Анализ реализации программы развития МДОУ ДС №44 УКМО
за период 2018-2021гг

14

5

Тенденции к развитию и проблемы

15

6

SWOT – анализ потенциала развития ДОУ

17

7

Цели и задачи программы развития

18

8

Основные направления развития организации (Концепция развития)

19

9

Мероприятия по реализации программы развития

21

10

Механизмы реализации программы развития

23

11

Ожидаемые результаты реализации программы развития

24

1. Паспорт программы развития
Полное наименование
программы

Программа
развития
Муниципального
дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 44 Усть-Кутского
муниципального учреждения Иркутской области

Документы,
послужившие
основанием для
разработки программы
развития

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №
996-р.
3. Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным
программам
дошкольного
образования,
утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО).
5. Государственная программа Иркутской области "Развитие
образования" на 2019 - 2024 годы, утвержденная постановлением
Правительства Иркутской области от 09.11.2018 № 820-пп.
6. Национальный проект «Образование», утвержденный
президиумом Совета при президенте РФ.
7. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760.
8. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК-123/07.

Сведения о
разработчиках

Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МДОУ ДС №
44 УКМО от 31.05.2022 под руководством заведующей Крыловой
Т.М.

Цели программы
развития

Комплексные задачи
программы развития

1. Осуществление системы управленческих, методических и
педагогических действий, направленных на повышение качества и
эффективности образования с учетом запросов личности, общества
и государства.
2. Повышение качества и доступности дошкольного образования в
соответствии с ФГОС ДО путем обеспечения эффективного
внутреннего управления ДОУ;
2. Формирование комфортной и безопасной образовательной среды;
3. Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с
ОВЗ и детей-инвалидов;
4. Совершенствование
системы
профессионального
роста
педагогических работников в ДОО, выступающих гарантом
предоставления высокого качества образовательных услуг;
5. Использование разных форм взаимодействия детского сада и семьи
для повышения родительской компетентности в воспитании и
образовании детей;
6. Совершенствование
работы
педагогического
коллектива,
направленного на выявление, поддержку и развитие способностей
и талантов обучающихся в различных видах деятельности и через
систему дополнительного образования.
1. Обеспечение преемственности основных образовательных
программ дошкольного образования и начального образования.
2. Внедрение дистанционных образовательных технологий и
элементов электронного обучения для детей от 5 лет.
3. Создание условий для эффективного участия всех
заинтересованных
субъектов
в
управлении
качеством
образовательного процесса и здоровьесбережении.

4. Обеспечение эффективного, результативного функционирования
и постоянного роста профессиональной компетентности
стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
5. Совершенствование развивающей предметно-пространственной
среды и материально-технической базы организации.
6. Повышения безопасности в организации в отношении детей и
работников, посетителей.
7. Создание условий для полноценного сотрудничества с
социальными партнерами для разностороннего развития детей.
Основные направления
развития организации

1. Развитие качественной и доступной образовательной и
творческой среды.
2. Развитие педагогического потенциала. Повышение
профессиональной компетентности педагогов.
3. Повышение эффективности оздоровительных мероприятий, с
целью снижения заболеваемости воспитанников, увеличения
посещаемости и повышения качества их образования.
4. Актуализация позиции партнерства между детским садом,
родителями и социальным окружением.
5. Совершенствование системы охраны труда. Усиление
антитеррористической защищенности организации.

Период реализации
программы развития

С 2022 года по 2026 год – 4 года

Порядок
финансирования
программы развития

Ежегодная субвенция из регионального бюджета.
Финансирование муниципальных программ.

Целевые индикаторы и Удовлетворенность участников образовательных отношений
показатели успешности качеством предоставляемых образовательных услуг.
реализации программы Положительная динамика участия педагогов в конкурсах,
конференциях и др. мероприятиях инновационной
направленности.
Благоприятные показатели физического, психического здоровья
воспитанников.
Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме
реализации образовательных программ с организациями города
культурной, спортивной, творческой направленности.
Обновление материально-технической базы на 20 %.
Отсутствие травматизма работников и детей, происшествий на
территории организации
Ожидаемые результаты Повышение имиджа образовательного учреждения на рынке
реализации программы образовательных услуг, обеспечение равных стартовых
возможностей дошкольников.
Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших
адаптацию в первом классе школы.
Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в соответствии
с требованиями законодательства РФ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том
числе в области овладения инновационными образовательными
технологиями за счет прохождения повышения квалификации и
переподготовки работников, участия в муниципальных
мероприятиях.

Повышение эффективности оздоровительных мероприятий, с
целью снижения заболеваемости воспитанников, увеличения
посещаемости и повышения качества их образования.
Улучшение охраны труда и безопасности.
Контроль реализации
программы развития

Организация осуществляет мониторинг эффективности
реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого
года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник
составляет аналитический отчет о результатах реализации
программы развития. Ответственный назначается приказом
заведующего МДОУ ДС № 44 УКМО. Корректировку программы
развития осуществляет заведующий МДОУ ДС № 44 УКМО.

2. Введение
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 44 УКМО на 2022-2026 год (далее – Программа) разработана в соответствии с
целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в
области образования и является нормативно-управленческим документом, определяющим
перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу: ценностносмысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития.
Программа определяет, с одной стороны, образовательные приоритеты и меры стратегической
задачи текущего времени – модернизации образования, с другой – обеспечивает тактический
переход дошкольной организации в качественно иное состояние, максимально реализующее
образовательный и гражданский потенциал непосредственных участников образования
(обучающихся, педагогов, родителей).
Программа развития разработана на основе проектного управления, закрепленного в
Постановлении Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019) «О разработке,
реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской
Федерации» и предусматривает возможность достижения целевых показателей с опорой на
внутренние и привлеченные ресурсы.
Программа как проект перспективного развития призвана:
– обеспечить достижение целевых показателей Государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» на срок 2018-2025 годы (утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642), стратегических
целей Национального проекта «Образование» в деятельности ДОО и Государственной
программы Иркутской области "Развитие образования" на 2019 - 2024 годы, утвержденной
постановлением Правительства Иркутской области от 09.11.2018 № 820-пп.;
– обеспечить качественную реализацию и всестороннее удовлетворение образовательных
запросов субъектов образовательного процесса;
– консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и
социального окружения ДОО для достижения цели Программы.
Статья 28 №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит к
компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с
учредителем Программы развития образовательной организации. Программа является
обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено
законодательно.
Программа развития предусматривает реализацию комплекса мероприятий и создания
необходимых условий в образовательной организации и ориентирует коллектив на создание
качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию
всех участников педагогического процесса.

Необходимость разработки данной Программы развития обусловлено пересмотром,
разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий, повышающих
качество образовательной политики ДОО. Результатом деятельности ДОО по направлениям
является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом
реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества
качеством дошкольного образования. В целом Программа направлена не только на стабильное
функционирование образовательного учреждения, но и на его планомерное развитие в рамках
приоритетных задач.
3. Информационная справка об организации
Полное наименование: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 44 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Сокращенное наименование: МДОУ ДС № 44 УКМО

Юридический адрес: Россия, 666780, Иркутская область, г. Усть – Кут, ул. Щорса, 4 «а»
Телефоны: 8(39565) 5-41-36.
Фактический адрес: Россия, 666780, Иркутская область, г. Усть – Кут, ул. Щорса, 4 «а»
E-mail: Detskisad44@mail.ru
Сайт: ust-kut44.tvoysadik.ru
Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 44 УстьКутского муниципального образования Иркутской области от 10 сентября 2015 года,
утверждён Постановлением Администрации Усть-Кутского муниципального образования от
06 октября 2015 года № 1019-п;
Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе: серия 38 №
000206032, дата постановки 24.07.2002 г, ИНН/КПП – 3818015490/381801001.
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц: серия
38 № 000696018, 23.07.2002 года, выдано инспекцией МНС России по г.Усть-Куту Иркутской
области, ОГРН – 1023802081918.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности серия 38ЛО1 № 0003721 от
22.09.2016г., выдана Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
(бессрочная).
Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-38-01-003777 от 12.02.2020,
выданная министерством здравоохранения Иркутской области.
Учредителем и собственником имущества ДОУ является Усть-Кутское муниципальное
образование. Функции и полномочия Учредителя от имени Усть-Кутского муниципального

образования

осуществляет Управление

образованием

Усть-Кутского

муниципального

образования.
Полномочия собственника имущества от имени Усть-Кутского муниципального образования
осуществляет Комитет по

управлению

муниципальным

имуществом

Усть-Кутского

муниципального образования.
МДОУ ДС № 44 УКМО создан в 1976 г. Детский сад находится в отдельно стоящем типовом
двухэтажном здании, имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, центральное
водяное отопление. По периметру территория ограждена забором, озеленена насаждениями.
Имеется собственная территория для прогулок, 3 прогулочных веранды, игровое и спортивное
оборудование, спортивная площадка.
Образовательная деятельность ведётся на площади строения 612,2 кв. м. на праве оперативного
управления (свидетельство 38-АД № 610627 от 19.06.2012г.). Земельный участок площадью
2788 кв. м. в собственности на праве бессрочного (постоянного) пользования земли
(свидетельство 38-АЕ № 012926 от 03.06.2013г.).
В ДОУ разработан пакет документов, регламентирующих его деятельность: Устав ДОУ,
локальные акты, договоры с родителями, педагогическими работниками, обслуживающим
персоналом,

должностные

инструкции.

Имеющаяся

структура

системы

управления

соответствует Уставу ДОУ и функциональным задачам ДОУ. Управление ДОУ осуществляется
на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом ДОУ органами управлением учреждения
являются заведующий, общее собрание работников, педагогический совет, общее родительское
собрание.
Режим работы: пятидневный, с 7.00 до 19.00; выходные – суббота, воскресенье, праздничные
дни.
Сведения о воспитанниках.
Численность контингента воспитанников составляет 78.
В настоящее время в организации функционирует 3 группы воспитанников, из них:


младшая группа;



средняя-старшая группа;



старшая-подготовительная группа.

Характеристика семей воспитанников по составу
Состав семьи

Количество

Процент

от

семей

воспитанников

Полная

67

86%

Неполная

11

14%

общего

количества

семей

многодетная

14

18%

Оформлено

1

1,3%

опекунство

Организационно-педагогические условия организации. Численность сотрудников составляет
26 человек, из них 8 педагогов, в т.ч. 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической
культуре.
Укомплектованность кадрами:


воспитателями – 100%;



младшими воспитателями – 100%;



обслуживающим персоналом – 100%.

Качественный анализ педагогических кадров
По образованию:


с высшим педагогическим – 2 педагога



со средним специальным - 6 педагогов

По стажу:


0-2 лет -5 педагога;



2- 5 лет - 1 педагога;



10 и выше -2 педагога.

Соответствие занимаемой должности- 3 педагога
Не имеют категории -5 педагогов
В МДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников. Педагоги
МДОУ постоянно повышали свой профессиональный уровень через курсы повышения
квалификации, самообразование, показ практической работы с детьми, педагогических
советах, семинарах – практикумах, в конкурсах различного уровня.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым
требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить
качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс
усвоения

знаний.

Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников
заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих
способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы
дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога. Для современного
этапа развития образования в условиях реализации ФГОС ДО характерен переход от
традиционных массовых средств информации к новым информационным технологиям мультимедийным презентациям, компьютеризированным системам хранения информации,
лазерным

каналам

связи

и т.д.

Актуальность

использования

ИКТ

в организации

педагогического процесса, обусловлена необходимостью повышения качества воспитательнообразовательного процесса в ДОУ.
В ДОУ для работы педагогических работников имеются технические средства обучения: 1
видеопроектор, 1 интерактивная доска, 1-музыкальный центр и 1 ноутбук. Недостаточная
обеспеченность ТСО не позволяет существенно расширить возможность использования ИКТ в
работе педагогов.
Предметом деятельности ДОУ является предоставление общедоступного и бесплатного
дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2-х лет до
прекращения образовательных отношений.
Содержание образовательной деятельности в МДОУ ДС № 44 УКМО определяется Основной
образовательной программой дошкольного образования МДОУ ДС № 44 УКМО Программа
направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет с учетом их
возрастных индивидуальных особенностей и определяет содержание и организацию
образовательного процесса, направленные на создание условий сохранения и укрепления
здоровья воспитанников, развитие физических, интеллектуальных предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих успешную деятельность и формирование общей культуры
личностных качеств.
Обязательная часть программы сформирована на основе примерной основной образовательной
программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (Протокол от 20.05.2015г. №2/15).
Вариативная часть представлена:
- «Формирование основ безопасности у дошкольников» методическое пособие для детей с 2-7
лет,

К.Ю.Белая;

- Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев
до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л.
Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой;
- Парциальная программа "Юный эколог" для детей 2-7 лет, С.Н.Николаева;

- «Байкал-жемчужина Сибири» - учебно-методическое пособие для детей 4-7 лет Л.А.
Мишарина;
Образовательная деятельность ДОУ осуществлялась в соответствии с годовым планом работы
ДОУ на 2022-2023 учебный год и основных годовых задач.
Все виды образовательной деятельности осуществлялись по образовательным областям:
- «Социально-коммуникативное развитие»: анализируя работу по данному направлению,
следует отметить, что реализуемые задачи эффективно решались через все виды детской
деятельности (досуги, театрализованная деятельность, выставки детского и семейного
творчества, ОД – (занятия), экскурсии, участие в праздниках и конкурсах). В ДОУ проводятся
традиционные, масштабные мероприятия «Осенняя ярмарка», «Рождество». В течение года
велась проектная деятельность.
- «Познавательное развитие»: в ДОУ созданы необходимые условия для реализации данной
образовательной области. РППС кабинетов и групп оснащена в соответствии с требованиями
стандарта. Педагоги используют современные педагогические технологии. В каждой группе
оснащен Центр познавательного развития (дидактические игры, коллекции, макеты, минимузеи, схемы, алгоритмы)
- «Речевое развитие»: проблема речевого развития остается довольно актуальной на
сегодняшний день. В детский сад приходят дети с разными нарушениями в речевом развитии.
В ДОУ дети и родители не могут получить квалифицированную помощь узких специалистов:
логопеда, психолога (специалистов нет в штате ДОУ). В 2021г.-2022г. в рамках сетевого
взаимодействия с ДОУ № 46 проводилось обследование детей подготовительной к школе
группы специалистами логопедом и психологом, даны рекомендации.

В результате

планомерной работы и применения в работе современных технологий по развитию речи по
результатам педагогической диагностики прослеживается положительная динамика в речевом
развитии.
- «Художественно-эстетическое развитие»: РППС музыкального зала насыщена, вариативна,
полифункциональная, оснащена в соответствии с требованиями стандарта. Музыкальный
руководитель использует традиционные и современные педагогические технологии в
обучении. Все мероприятия проходили при непосредственном активном участии педагогов,
родителей. Содержание праздников было насыщенное, соответствовало тематике и времени
года.

Организован кружок где дети осваивают нетрадиционные техники

рисования, систематически проводятся выставки, в ДОУ функционирует музей(уголок). Задачи
изобразительной деятельности реализованы полностью. НОД были разнообразными по форме
и содержанию, соответствовали темам годового плана.

- «Физическое развитие»: Методы, педагогические технологии по физическому развитию,
примененные воспитателями были достаточно эффективными. В ДОО созданы условия для
развития данной области (физкультурный зал со специальным спортивным оборудованием и
снарядами, спортивная площадка со специальным оборудованием, проводятся регулярно
занятия на воздухе). В течение года проводятся мероприятия оздоровительной направленности.
В ноябре 2021г. в штат ведена ставка инструктора по физической культуре.
Характеристика достижений педагогов организации.
Педагоги детского сада регулярно участвуют в конкурсах муниципального и регионального
уровня. В марте 2022 года на базе нашего ДОУ прошел практико-ориентированный семинар
«Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ». Педагоги
представляли свой опыт по теме: «Ритмопластика в детском саду».
В 2022 году значительно увеличилась активность педагогов. Педагоги приняли участие в
следующих муниципальных мероприятиях:


Районное методическое объединение «Речевое развитие дошкольников»



Смотр-конкурс музеев ДОУ



Конкурс «Информатизация и навигация»;



В рамках РМО Речевое развитие приняли участие в конкурсе «Дидактических игр и
пособий по развитию речи»;



Конкурс театральных постановок «Театральная весна»,



«От героев былых времен»;



«Знайка»;



«Качество питания в ДОУ»;



Фестиваль «В мире нет милей и краше песен и приданий наших»

Успешные практики ДОУ:


Веселая палитра;



Волшебные шашки;



Ритмопластика;



Метеостанция в ДОУ;



Мини-музей «От острога до города»

ДОУ расположено в микрорайоне, удаленном от значимых социальных объектов. Социальные
условия микрорайона не способствуют успешной социализации воспитанников. Неудобное
транспортное расположение препятствует ознакомлению дошкольников с социальной
действительностью, не покидая пределов микрорайона.

Социальное партнерство и сетевое взаимодействие создает педагогическому коллективу
условия для реализации преемственных подходов в образовательном процессе и социализации.
Характеристика окружающего социума.
Социальные партнеры детского сада:


МОУ СОШ №3 УКМО



УКРО ВДПО;



ГИБДД Усть-Кутского ГОВД;



Детская библиотека №3 МКУК «Усть-Кутская межпоселенческая библиотека»
УКМО.

Взаимодействие с МОУ СОШ №3 УКМО обеспечивает преемственность дошкольного и
начального школьного образования.
Совместно с Детской библиотекой №3 МКУК «Усть-Кутская межпоселенческая библиотека»
УКМО детский сад проводит литературные и культурно-познавательные мероприятия.
Сотрудничество с УКРО ВДПО способствует познавательному развитию воспитанников,
позволяет

обеспечить

возможность

получения

дополнительного

образования

по

формированию основ пожарной безопасности, реализовать своевременное формирование
навыков и умений поведения в кризисных ситуациях.
Сотрудничество с ГИБДД направлено на снижение детского дорожно-транспортного
травматизма. В ДОУ инспекторами по ПБДД проводятся беседы, мини-игры в которых с
детьми отрабатываются правила безопасного поведения.
В рамках сетевого взаимодействия с ДОУ №46 стало возможным проведение психологопедагогической диагностики и оказание психологической помощи педагогам и родителям.
Совместно проводимые мероприятия с ДОУ №1, ДОУ №3, позволяют обеспечить
индивидуально-дифференцированный подход к развитию детей, удовлетворить потребность
детей в двигательной и познавательной активности (через участие воспитанников в спортивных
состязаниях, тематических встречах).
В

ДОУ

созданы

условия

для

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным программам. Педагоги активно работают, делятся опытом на РМО,
выставляют на сайте ДОУ содержательные подборки различных детско-взрослых активностей
по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений
для чтения детям, презентации, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек,
рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др).

4. Анализ выполнения программы развития
МДОУ ДС №44 УКМО за период 2018 – 2021 гг.
Программа развития учреждения на 2018-2021 год выполнена в полном объеме. Все задачи
доказали свою актуальность, их реализация будет продолжена в различных формах.
За 2018-2021 гг. в дошкольном учреждении произошли позитивные изменения:
100 % педагогов ДОУ обучены по вопросу внедрения ФГОС ДО.
создана система образовательной работы с учетом учебной нагрузки в соответствии с
требованиями СанПиНа;
создана система контроля организации учебно-воспитательного процесса, физической
подготовки детей, профилактических мероприятий, за санитарно-гигиеническими условиями
пребывания детей в детском саду;
обновлена предметно-развивающая среда, способствующая развитию познавательной
сферы и сберегающая психофизическое здоровье ребенка;
отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей, совершенствуется
познавательное и речевое развитие детей, по большинству направлений развития детей
прослеживается тенденция соответствия федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования;
организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на
возрастные и индивидуально особенности детей, позволяет осуществить личностноориентированный подход к детям.
осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический
климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе
сотрудничества и взаимопомощи;
Образовательная деятельность строится на использовании личностно-ориентированных
технологий, направленных на партнерство, сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка.
В целях обеспечения доступности качественного образования в детском саду реализуется
принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации
образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой
деятельностью. В группах созданы условия для познавательной и творческой активности детей.
Укрепилась материально-техническая база ДОУ. Развивающая предметно-пространственная
среда в группах и на участках ДОУ существенно пополнилась. Приобретены дидактические
пособия, обновилась методическая литература, физкультурное оборудование, игры, игрушки и
канцтовары. Приобрели 1 интерактивную доску, музыкальный центр. На участке появились
новые уличные игровые постройки: домик-беседка – 1 шт., «Мотоцикл» – 1, скамейки- 3,
песочницы – 2 шт.

Медицинское обслуживание воспитанников ДОУ осуществляется медицинской сестрой
ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ». В ДОУ соблюдают условия для улучшения здоровья и
медицинского сопровождения детей. Проводится витамино-профилактика, соблюдение
санитарно-гигиенических условий, соблюдение режима двигательной активности, контроль за
осанкой и зрительной нагрузкой детей, проведение утренних фильтров, организация
обследования детей по показаниям, организация и проведение карантинных мероприятий при
необходимости, санитарно-просветительская работа и наглядная агитация, организация и
проведение диспансерного осмотра выпускников специалистами детской поликлиники ОГБУЗ
«Усть-Кутская РБ»
Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОУ показал, что сложились
благоприятные условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития
и повышения эффективности деятельности учреждения.
5. Тенденции к развитию и проблемы
Важнейшими показателями, влияющими на результативность педагогического процесса,
являются условия его организации. Главным условием являются человеческие ресурсы, а
именно педагогические кадры учреждения. Повышение уровня квалификации обеспечивается
участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации,
самообразование, развитие и распространение педагогического опыта. Много возможностей в
этом плане дают тесные контакты ДОУ с внешними организациями.
Материально-техническое
обеспечение
ДОУ
позволяет
решать
воспитательнообразовательные задачи. Благодаря усилиям администрации и коллектива, в ДОУ создается
база дидактических игр, методической литературы. Программно- методическое обеспечение
образовательного процесса направлено на выполнение федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием
программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на
удовлетворение социального заказа.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа дошкольников, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития обеспечивает:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста)
и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализацию основной образовательной программы ДОУ с учетом национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, с учетом
возрастных особенностей детей;
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;

- возможность самовыражения детей.
Дошкольник – это практик, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим
путем. Именно сочетание возможности выбора с потребностью все попробовать самому и
предопределяет эффективность использования системно- деятельностного подхода в развитии
дошкольника.
Основной деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях является игра. Первое
требование к играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они
развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка
игры, отвечающие следующим требованиям:
– способность побуждать интерес;
– обеспечение возможности проявить свои способности;
– вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
– предоставление самостоятельности в поиске знаний, формировании умений и навыков;
– доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений;
– получение заслуженных поощрений за успехи.
Поэтому актуальными являются развитие успешного ребенка в условиях игровой
деятельности и оценка его успешности на основе формирования компетентностей.
Выявленные проблемы:
– недостаточное использование игровых развивающих технологий в работе с дошкольниками,
преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса;
– преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса, не
способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника;
– снижение уровня мотивационной готовности детей к школе, недостаточное умение
самоорганизации детской деятельности;
– несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей,
недостаточная компетентность родителей в вопросах последовательного развития и
воспитания детей.
Остается проблемой привлечение родителей к участию в образовательном процессе. В связи с
этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах
своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании необходимых для этого условий.
Констатируя готовность коллектива ДОУ к планомерному, поэтапному переходу в следующую
фазу развития, необходимо отметить главные противоречия, существующие в
жизнедеятельности учреждения:
• между потребностью родителей качественно подготовить детей к школе и отсутствием
желания участвовать самим в этой подготовке;
• часто встречающееся
сотрудничеству с ДОУ

нежелание

и

неготовность

родителей

к

конструктивному

В отношении педагогов необходимо отметить нежелание подтверждать свой высокий
профессионализм соответствующей категорией – низкий мотивационный фактор.
6. SWOT–анализ потенциала развития ДОУ
Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала:



результативность реализации программы развития детского сада на 2018-2021;
потенциал развития детского сада на основе SWOT–анализа возможностей и
проблем образовательной организации;
 возможные варианты развития.
Основания для разработки программы развития детского сада по итогам SWOT-анализа
Оценка актуального состояния
внутреннего потенциала

Оценка перспектив развития с учетом
изменения внешних факторов

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные
возможности

Высокий потенциал
педагогических
кадров, желание к
развитию.

Отсутствие
необходимого
опыта педагогов в
инновационной
деятельности и
отсутствие
методического
сопровождения ( в
штате ДОУ не
предусмотрена
должность
методиста)

Возможность
повышения
квалификации

Нежелание педагогов
внедрять новые
технологии

Использование в
работе
инновационных
технологий
молодыми
специалистами

Преобладание в
коллективе
педагогов,
предпочитающих
традиционные
подходы к
образовательному
процессу.
Отсутствие
методического
сопровождения.

Есть возможность
получать
квалифицированную
помощь в рамках
сетевого партнерства
(МДОУ ДС №46
УКМО)

Мало реальных
возможностей
конкретного детского
сада получать
квалифицированную
помощь в рамках
сетевого партнерства
(МДОУ ДС №46
УКМО) из-за
удаленности и
недостаточной
оснащенности ТСО.

Пропаганда
здорового образа
жизни и ценности
собственного
здоровья через
проведение
физкультурных
досугов

Недостаточное
владение
технологиями по
сохранению и
укреплению
здоровья детей
педагогов и
родителей.
Недостаточное
обеспечение

Участие в РМО

Отсутствие
необходимого опыта
педагогов.
Недостаточное
финансирование.

Возможность
повышения
квалификации

Риски

физкультурным
оборудованием





Организация
индивидуального
консультирования
родителей.
Создание
информационной
базы для родителей.

Недостаточная
готовность и
включенность
родителей в
управление
качеством
образования
воспитанников.

Внедрение активных Отсутствие интереса и
форм работы с семьей занятость родителей.
(семейные праздники,
досуги, круглые
столы, мастерклассы)

Создание условий
для безопасности
жизнедеятельности
воспитанников и
условий труда для
сотрудников ДОУ.
Отсутствие
травматизма.

В связи с
изменением
правовой базы
требуется
корректировка
локальных актов по
охране труда и
безопасности.

В штат ДОУ ведена
должность
специалиста по ОТ,
Восполнен кадровый
потенциал.

Нехватка времени и
недостаточное
финансирование.

Программа развития ориентирована на:
формирование современного позитивного имиджа ДОО,
сохранение положительных достижений и традиций в учреждении,
обеспечение системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса в
соответствии с основной образовательной программой МДОУ ДС №44 УКМО
7. Цели и задачи программы развития

1. Повышение качества образовательных услуг, с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций.
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей.
2. Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в
инновационном режиме.
3. Создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого
потенциала ребенка в условиях ДОУ. Усовершенствование материально-технической базы
организации.
4. Развитие системы управления на основе повышения компетентности родителей по вопросам
взаимодействия с ДОУ.
5. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности
объектов организации

8. Основные направления развития организации (Концепция развития)
1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды.
Совершенствование образовательной и воспитательной деятельности детского сада через
овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное
развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников
детского сада требованиям федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Развитие педагогического потенциала. Повышение профессиональной компетентности
педагогов.
Создание условий для профессионального роста сотрудников.
Повышение уровня квалификации посредством участия в РМО, курсы повышения
квалификации, развитие и распространение педагогического опыта.
Использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий –
изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов.
Индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности: составление
индивидуальных маршрутов развития воспитанников, в том числе с учетом рекомендаций
педагога-психолога ДОУ №46 в рамках сетевого взаимодействия. Выявление и формирование
приоритетных направлений воспитательной работы в группах в соответствии с рабочими
программами воспитания и календарными планами воспитательной работы детского сада.
3. Повышение эффективности оздоровительных мероприятий, с целью снижения
заболеваемости воспитанников, увеличения посещаемости и повышения качества их
образования.
Проблема- недостаточное владение технологиями по сохранению и укреплению здоровья
детей педагогов и родителей.
Формирование у детей привычек к здоровому образу жизни при организации физкультурнооздоровительного комплекса мероприятий.
Формирование основ правильной техники и воспитание потребности и интереса к занятиям
физкультурой и спортом.
4. Актуализация позиции партнерства между детским садом, родителями и социальным
окружением.
Проблема- недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством
образования воспитанников.
Вовлечение родителей в построение образовательного процесса, посредством постоянного их
информирования.
Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам
воспитания.
Формировать положительный имидж, как образовательного учреждения, так и социального
партнера.

мероприятия

сроки

исполнитель

Создание на сайте
ДОУ для родителей
информационных
разделов по
направлениям
деятельности
Диагностика
удовлетворенности
родителей
результатами
обучения, воспитания
и развития
Составление планов
взаимодействия
педагогов и родителей
Организация
индивидуального
консультирования по
вопросам воспитания
и развития
Родительские
групповые собрания

2022-2026г.

воспитатели

Источник
финансирования
Без финансирования

2022-2026г.
дважды в год

воспитатели

Без финансирования

ежегодно

воспитатели

Без финансирования

2022-2026

Воспитатели,

Без финансирования

Заведующий

2022-2026

Воспитатели,

Без финансирования

Заведующий

Составление
социального паспорта
семей воспитанников

ежегодно

Внедрение активных
форм работы с семьей
( семейные праздники,
досуги, круглые
столы, мастер-классы)

ежегодно

Воспитатели,

Без финансирования

Заведующий

воспитатели

Без финансирования

5. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению
условий и охраны труда.
Актуализировать локальные нормативные акты детского сада в сфере охраны труда.
Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по улучшению условий и
охраны труда, в том числе:


проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных
рисков;
 механизировать работы при складировании и транспортировании продуктов,
отходов, других тяжелых объектов;
 модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с
целью снижения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны,
механических колебаний и излучений;
 обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха,
психологической разгрузки, обогрева работников, укрытий от солнечных лучей и
атмосферных осадков при работах на открытом воздухе.

6. Усиление антитеррористической защищенности организации.
Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической
готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план
мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с
антикризисным планом организации.
9. Мероприятия по реализации программы развития
№ Мероприятие
п/п

Ответственный

Срок

Результат

1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды
1

Проведение комплексной оценки
качества образовательной
деятельности в детском саду

Заведующий
воспитатели

Первое
полугодие
2023-2026

Анкетирование родителей и
педагогов
Подбор диагностических
материалов, позволяющих
контролировать уровень
развития детей, качество
деятельности педагогов и
специалистов

2. Развитие педагогического потенциала
1

Мониторинг профессиональной
компетентности педагогов

заведующий

ежегодно

Совершенствование работы
педагогического персонала

2

Создание эффективной системы
повышения квалификации
педагогических кадров

заведующий

2023г.

Рост профессионального
мастерства педагогов

3

Личностное совершенствование
педагогов ДОУ

воспитатели

2022-2026

Личностный рост
(самообразование)

3. Повышение эффективности оздоровительных мероприятий
1

Реализация комплекса
профилактических мероприятий

Медсестра,
воспитатели

ежегодно

Обучение педагогов
здоровье сберегающим
технологиям и применение
их в работе

2

Проведение в ДОУ мастер-классов
по внедрению опыта работы с
использованием
здоровьесберегающих технологий

воспитатели

2022-2026

Распространение опыта
использования
здоровьесберегающих
технологий

3

Разработка методического
обеспечения реализации
здоровьесберегающих технологий в
соответствии с ФГОС

Медсестра,
воспитатели

Повышение эффективности
оздоровительных
мероприятий, с целью
снижения заболеваемости
воспитанников, увеличения
посещаемости и повышения
качества их образования.
Улучшение физических
данных воспитанников.

4

Пропаганда ЗОЖ, через
систематическое проведение
физкультурных праздников и дней
здоровья

Медсестра,
воспитатели

Формирование стойкой
мотивации на поддержание
здорового образа жизни.

4. Актуализация позиции партнерства между ДОУ, родителями и социальным окружением
1

Обновление на сайте ДОУ для
родителей информационных
разделов по направлениям
деятельности

воспитатели

2022-2026

Информированность
родителей

2

Диагностика удовлетворенности
родителей результатами обучения,
воспитания и развития

воспитатели

2022-2026

Выявление результатов
реализации
образовательных
потребностей.

3

Составление планов взаимодействия воспитатели
педагогов и родителей

2022-2026

Повышение
компетентности
педагогических кадров

4

Организация индивидуального
консультирования по вопросам
воспитания и развития

воспитатели

2022-2026

Корректировка и
планирование работы

5

Родительские групповые собрания

воспитатели

2022-2026

Консультирование,
выявление проблем

6

Составление социального паспорта
семей воспитанников

воспитатели

2022-2026

Установление контакта с
родителями и выбора форм
работы с родителями

7

Внедрение активных форм работы с
семьей ( семейные праздники,
досуги, круглые столы, мастерклассы)

воспитатели

2022-2026

Повышение
заинтересованности
родителей

5. Совершенствование системы охраны труда и безопасности
1

Проанализировать локальные
Специалист по
нормативные акты детского сада на ОТ
внесение изменений в сфере охраны
труда

Первое
полугодие
2023

Оформление аналитической
справки

2

Проведение совещания с целью
планирования развития системы
охраны труда в детском саду

2022

Протокол

3

Разработка мероприятий по
Специалист по
улучшению условий и охраны труда ОТ

2022-2026

План мероприятий по
улучшению условий и
охраны труда

4

Определение основных положений Специалист по
проведения в детском саду работы
ОТ
по АТЗ, схемы управления, состава
комиссий по внутренним проверкам,
способов контроля

2023

Приказы

Разработка плана мероприятий при Специалист по
установлении уровней
ОТ
террористической опасности

Апрель
2023

5

Специалист по
ОТ

Локальные нормативные
акты детского сада
Утвержденные планы

6

Разработка плана проведения
учений и тренировок по АТЗ

Специалист по
ОТ

Два раза в
год

Утвержденные планы

7

Планирование внедрения
интегрированной системы
безопасности

Специалист по
ОТ

2023-2026

Утвержденный план
внедрения

10. Механизмы реализации программы развития
Мобилизация всего коллектива ДОУ на достижение целей развития учреждения.
Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с целью
повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в
учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Проведение опросов и анкетирования для оценки уровня удовлетворенности услугами детского
сада, существующими в нем процессами.
Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности детского
сада.
Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм
организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные
способности, эмоциональное развитие и формирование личности.
Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о
тенденциях в области личностного развития детей.
11. Ожидаемые результаты реализации программы развития
1. Повышение имиджа детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных
стартовых возможностей дошкольников. Соответствие предоставляемых услуг дошкольного
образования критериям районной системы оценки качества дошкольного образования.
2. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и
др. мероприятиях инновационной направленности. Повысилась профессиональная
компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными
образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения
квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных
профессиональных мероприятиях.
3. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом
классе школы.
4. Создана современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и
обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ.
5. Повышение эффективности оздоровительных мероприятий. Благоприятные показатели
физического, психического здоровья воспитанников. Создание базы методических разработок,
направленных на ЗОЖ в условиях ДОУ.
6. Повышение удовлетворенности потребителей качеством воспитания и образования
воспитанников ДОУ.
7. Создание безопасных условии для детей и работников. Отсутствие травматизма.
Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны

труда и безопасности.

Приложение 1
к приказу №8 от 20.03.2023 г.

Изменения в Программу развития
МДОУ ДС № 44 УКМО на 2022-2026 гг.

1.Дополнить таблицу раздела 1 «Паспорт программы развития» следующим
содержанием:
Документы, послужившие
основанием для разработки
программы развития

9.Статья 67.1 Конституции Российской Федерации, согласно
которой важнейшим приоритетом государственной политики
Российской Федерации являются дети (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020);
10.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации
на период до 2030 года»;
11.Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №
400 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации»;
12.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
13. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного
образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);
14. Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»
(Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. №
72264))

Комплексные задачи
программы развития

6. Выполнение требований к внедрению ФОП ДО в
образовательный процесс ДОУ

2. В раздел 9 «Мероприятия по реализации программы развития» включить План график
мероприятий, направленных на поэтапный переход ДОУ к реализации ФОП ДО.
Мероприятие

Срок

1.Организационно-управленческое обеспечение

Исполнитель

Результат

Проведение педагогических
Март
советов, посвященных
вопросам внедрения ФОП ДО май
в образовательный процесс
август

Заведующий

Протоколы

Создание рабочей группы по
внедрению ФОП ДО

Заведующий

Приказ о создании
рабочей группы

Проведение экспертизы ООП апрель
ДОУ с использованием чек
листов на соответствие ФОП
ДО

Рабочая группа

Отчет

Мониторинг РППС

май

Рабочая группа

Аналитическая справка

Составление проекта ОП
ДОУ с учетом ФОП ДО

Май-июль

Рабочая группа

Проект программы

март

2.Нормативно-правовое обеспечение
Сформировать банк данных
нормативно-правовых
документов федерального,
регионального и
муниципального уровня
обеспечивающих внедрение
ФОП ДО

Март-май

Руководитель
рабочей группы

Банк данных
нормативно-правовых
документов

Изучение документов по
внедрению ФОП ДО

апрель-май

Рабочая группа

Листы ознакомления

Издать приказ об
утверждении новой ОП ДО в
соответствии с ФОП ДО и
использовании ее при
осуществлении
воспитательно
образовательной
деятельности

август

Заведующий

Приказ

Издать приказы об
По
Заведующий
утверждении
необходимости
актуализированных в
соответствии с требованиями
ФОП ДО локальных актов

Приказы

Приложение 2 к
приказу
№8 от 20.03.2023 г.

Изменения в ГОДОВОЙ ПЛАН МДОУ ДС № 44 УКМО на 2022-2023
гг.
1. Дополнить раздел 3.2 Повышение квалификации педагогов следующим
содержанием: в целях выполнения требований к внедрению ФОП ДО в
образовательный процесс ДОУ организовать в срок до конца апреля 2023г.
обучение на курсах повышения квалификации всех педагогических
работников МДОУ ДС № 44 УКМО по вопросам внедрения и реализации
ФОП ДО (КПК, вебинары).
2. В раздел 4.2 Педагогические советы в повестку дня Педагогического совета
№4 включить доклад руководителя рабочей группы по вопросам внедрения
ФОП ДО в образовательный процесс, направленные на поэтапный переход
ДОУ к реализации ФОП ДО:
- анализ мониторинга РППС,
- проект ОП ДОУ с учетом ФОП ДО.
3. Раздел 4.3 Консультации для педагогов дополнить:
Ключевые изменения во
ФГОС ДО.
Изучение документов
федерального,
регионального уровня,
регламентирующих
введение ФОП

8

апрель

Заведующий

4. Раздел 7.4 Взаимодействие детского сада с семьей дополнить:
№
п/п
4.

Содержание

Сроки

Разместить на сайте ДОУ
информацию о внедрении с 1
сентября 2023г ФОП ДО

Август

Ответственный

Ответственный за
ведение сайта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».